Бенуа Александр Николаевич

1870–1960

Русская школа

Живописец, график, художник театра, теоретик и историк искусства, художественный критик. Родился в семье академика архитектуры и архитектора двора Николая Леонтьевича Бенуа, внука выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа. Мать — Екатерина Альбертовна (урожд. Кавос), дочь известного зодчего венецианского происхождения А.Кавоса, строителя нескольких театральных зданий в России. В 1885–90 — учащийся гимназии К.Мая, в 1890–94 — студент юридического факультета Петербургского университета. В детстве учился рисованию у старшего брата Альберта, в 1887 четыре месяца посещал вечерние классы Академии художеств, в начале 1890-х копировал старых мастеров в Эрмитаже. В гимназические годы познакомился и сблизился с В.Нувелем и К.Сомовым, позже — с С.Дягилевым, Л.Бакстом, А.Нуроком. Кружок единомышленников (»Общество самообразования») преобразовался в конце 1890-х в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В 1891–96 выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге. В 1893 женился на А.Кинд, роман с которой, по признанию Бенуа «протянулся на всю жизнь». У них было трое детей. В 1893 опубликовал первую свою работу по истории русского искусства. Другие важнейшие искусствоведческие труды — «История русской живописи» (1901–2), «Русская школа живописи» (1904), «Русский музей имп. Александра III» ( 1906), «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1910), «История живописи всех времен и народов» (1912–17, незаконч.) и др.

Основатель сборника «Художественные сокровища России» (1901). Автор многочисленных статей в журналах «Мир искусства», «Золотое Руно», «Аполлон», «Старые годы»; в газетах «Слово», «Русь» и др. С 1908 по весну 1917 регулярно публиковал «Художественные письма» в газете «Речь».

В 1890 путешествовал по Германии. В 1895–99 был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М.Тенишевой. В 1896 организовал выставку нескольких русских художников в рамках Мюнхенского Сецессиона — творческого объединения, ставящего своей целью создание нового, всеобъемлющего стиля в архитектуре, дизайне, живописи. В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему «Версальскому циклу» (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896–99 и в 1905–6; серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). В 1904–6 впервые обратился к теме «Медного всадника» А.Пушкина (возвращался к ней и в 1910-е), а также к иллюстрированию «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки» (обе — Пг. 1920). Оформлял отдельные номера журнала «Мир искусства» (в 1904; был соредактором С.Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа» и серию открыток «Игрушки».

Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре в Петербурге. В 1902 оформлял оперу «Гибель богов» Р.Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). В 1907 оформил спектакль балета Н.Черепнина «Павильон Армиды» (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей «Старинного театра» в Петербурге (выполнил занавес театра). В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты «Сильфиды», «Павильон Армиды» (оба 1909), «Жизель» (1910), «Петрушка» (был также автором либретто, 1911), «Соловей» (1914). В 1912–15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра.

В первые послереволюционные годы принимал активное участие в реорганизации и сохранении пригородных дворцов и парков Петрограда и Русского музея в этом городе. В 1917–26 состоял заведующим Картинной галереей Эрмитажа в Петрограде, Был членом Коллегии по делам музеев при Наркомпросе (1918), сотрудничал в издательстве «Всемирная литература», основанном М.Горьким. В 1918–22 создал серию литографий «Петергоф». Работал в петроградских театрах: Мариинском, Александрийском, Большом драматическом (1919–26).

В 1926 выехал в командировку в Париж как и ранее, для постановки спектаклей в «Grand-Орeга» и участия в выставках, но в Россию не вернулся. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Сохранял активные связи с Петроградом-Ленинградом вплоть до начала 1930-х, когда был отчислен из штата сотрудников Эрмитажа.

Бенуа оформлял спектакли в «Grand-Орeга» в Париже в 1924, 1926, 1928–34.

В последний период работы для театра Бенуа сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего «Поцелуй феи» И.Стравинского (1928); был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, (»Болеро» М.Равеля (1928) и др.). Ставил и оформлял спектакли в «Comedie-Franaise» (1930-е), в театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в лондонском «Covent Garden» (1957). Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре «La Scala» (с 1930 гг. ) где постановочной частью заведовал его сын Николай.

Помимо работы в театре, Бенуа продолжал заниматься живописью и графикой; создал серии видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания», иллюстрировал книги русских авторов: А.Пушкин.»Капитанская дочка» (изд. 1944); А.Попов. «Григорий Орлов» (1946) и «Побрехушки кухмистерские» (1951). По воображению и памяти написал несколько картин на темы русской истории Петровской, Екатерининской и Павловской эпох (1929, 1940-е). Писал также пейзажи Парижа, Нормандии, Версаля, Бретани в манере, сложившейся в начале века.

Иллюстрировал книги А. де Ренье «Грешница» (1928), А.Моруа «Страдания молодого Вертера» (1926) и др. В течение жизни участвовал в выставках: «Мир искусства» (1898–1903; 1906: 1911–17: 1922; 1924 — в России: 1921 — в Париже): «Современное искусство» (1902–3) в Петербурге: «Союз русских художников» (190410) в Петербурге и Москве; «Салон С.Маковского» (1910–11) в Петербурге; «Международной художественной» в Риме (1911); «Русское искусство» при Осеннем салоне в Париже (1906); «Русской художественной» в Берлине (1922), в городах США (1924–25), в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге (1935). Персональные выставки Б. состоялись в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (посмертная, 1960), Москве (ретроспективная в Третьяковской галерее, 1972). Кавалер (1906) и офицер (1916) ордена Почетного легиона Франции, офицер ордена «Corona dltalia» (1911).

Постоянство и высокая «планка» эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве, иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Бенуа одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Важно также и то, что вся многогранная деятельность Бенуа была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства в Европе и завоеванию для него достойного места в общеевропейском художественном процессе.

Умер Бенуа в Париже 9 февраля 1960.
Источник: http://www.aphorisme.ru/about-authors/benua/?q=4622